[Список Лекций] [Вклад Л.В. Канторовича в экономическую науку] [Оптимизация транспорта] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Вклад Л.В. Канторовича в экономическую науку

Оптимизация транспорта

В связи с работой 1939 г., рассмотренной выше, я упомяну, не входя в дета­ли, другую очень раннюю работу Канторовича, опубликованную в СССР в 1942 г. «О перемещении масс» [с]. Это весьма сжатая и довольно абстрактная математиче­ская работа, но в ней в общем виде сформулирован широкий класс задач, которые автор с помощью примера сводит к задаче планирования транспорта, а именно к задаче такого прикрепления пунктов потребления к пунктам производства товаров, при котором минимизируются общие транспортные издержки. Для такого класса задач автор сформулировал необходимые и достаточные условия оптимальности, но не разработал эффективных вычислительных методов для нахождения такого оптимума3). В предисловии [7] к английскому переводу работы в «Management Science» А. Чарнс характеризует работу как «важную в области линейного про­граммирования». Другие называли ее «классической» абстрактной транспортной задачей.

Были и другие работы Канторовича и некоторых советских математиков, в которых развиты вычислительные аспекты, связанные с этой статьей.

По-видимому, Канторович продолжает серьезно интересоваться проблемами транспорта и размещения производства и после публикации своей математической работы в этой области. Ряд расчетов, к которым приводят его идеи, по-видимому, в широких масштабах осуществляется в СССР. В одной из последних статей [d] (на­писанной совместно с А. Журавелем) Канторович авторитетно обсуждает «роль транспортного фактора в размещении производства». В этой работе указывается на большое значение транспортного сектора в рациональном использовании эконо­мических ресурсов и соответственно на важность правильной структуры грузовых тарифов. В этой, связанной с практикой дискуссии, Канторович и Журавель в значительной степени опираются на эмпирическую работу по структуре издержек, оптимизации перевозок и размещения предприятий и т. п. и приводят доводы в пользу реформы системы грузовых транспортных тарифов в СССР. При оценке работ Канторовича очень интересно сравнить весьма абстрактную статью 1942 г. с исключительно прикладной статьей 1974 г. Для Канторовича характерно, что он может внести важный вклад в обе указанные сферы и, более того, умеет сохранить связь и плодотворное взаимодействие двух этих сфер.

[<<] [<] [^] [>] [>>]